Поиск красивого, логически выверенного решения математической задачи – процесс, который приносит интеллектуальное удовольствие, является отличным тренажёром для мозга. Почему-то одних людей решение задач интересует с детских лет, а других аставляет тревожиться еще на этапе формулировки. Увлечется ли ваш ребёнок этим занятием? Как научить ребёнка решать задачи по математике? Ответы на вопросы зависят от нескольких факторов.
Основные типы задач по математике
Школьники должны знать, как научиться быстро решать задачи по математике. Для этого нужно разобрать, какие типы задач бывают.
Классификация по содержанию:
- текстовая;
- вычислительная;
- чтобы доказать;
- комбинированная.
Классификация по функции:
- дидактическая;
- развивающая;
- контролирующая.
Классификация по роли в учёбе:
- на понимание темы;
- на усвоение математических символов;
- на формирование навыков;
- общая.
Разбираем суть задания
Школьник должен прочитать задачу и выделить в ней главное. Нужно определить, к какому типу относится данная задача. Темы могут быть разные: пропорции, задачи на движение, на массу.
Составляем план решения задачи
Чтобы легко научиться решать задачи, нужно рассмотреть данные. Напишите в колонке «Дано» все элементы, которые вам известны. Затем нужно определить, какой формулой воспользоваться. Поняв это, выпишите её тоже. После этого нарисуйте схему, картинку или табличку, в зависимости от типа задачи. Обозначьте символом Х (икс) то, что вам надо найти.
Приступаем непосредственно к решению задания
Помогите ребёнку составить уравнение с икс. Неизвестное оставьте слева, а всё остальное переместите направо. Пусть школьник вспомнит способы решения уравнения и подставит их к данной задаче. Если что-то не получается, нужно вернуться к началу и попробовать другой метод.
Типичные ошибки в решении задач
- Ребёнок не знает правила, определения или формулы.
- Ребёнок не понимает правила, определения или формулы.
- Школьник выбирает не ту формулу для решения задачи.
- Малыш недостаточно внимательно изучил условия.
- Ошибка в вычислениях.
- Ребёнок забыл о свойствах математических действий.
- Школьник пренебрег свойствами геометрических фигур.
Польза от решения математических задач
- Развитие мышления.
- Тренировка памяти.
- Формирование внимательности, аккуратности, ответственности и точности.
- Получение успеха в других школьных дисциплинах.
- Возникновение навыков решения бытовых проблем.
- Возможность получения престижного высшего образования.
- Вырабатывание психологической стойкости.
Учёт возраста и уровня сложности
Основной принцип, на котором строятся развивающие занятия – движение от простого к сложному. Если задача не подходит по возрасту, способностям, уровню знаний, то и желания искать решение не возникнет.
Задания для детей разных возрастных групп имеют особенности. Для малышей больше всего подходят варианты без математических формулировок. Например, найти лишний предмет на нескольких картинках. Если среди изображений автобуса, мотоцикла, автомобиля и катера дошкольник уверенно называет лишним катер, он способен на следующую логическую цепочку:
- на рисунках мы видим транспортные средства;
- одно из них перемещается только по воде;
- это катер.
Другой полезный вид тренировки – счет количества кубиков в сложной фигуре без ее разборки. Такие упражнения учат детей выстраивать последовательность, что является основным навыком при решении задач.
Учащиеся первых-вторых классов способны освоить закономерности. В этот период важно научить ребёнка решать типовые задачи по одним и тем же правилам. Велика вероятность, что дети, освоившие стандартные варианты, с интересом возьмутся за более сложные, отмеченные в школьных учебниках звёздочкой. Ведь для этого создана прочная основа.
Задачи и характер
Опытные педагоги умеют находить задачи в соответствии с характером ребёнка:
- вспыльчивым, эмоциональным ребятишкам нравится получать быстрый результат, поэтому им нужно предлагать наглядные математические ребусы, задачи на движение;
- спокойным, любящим рассуждать, упорным и настойчивым подойдут примеры с последовательностями и закономерностями;
- общительные с удовольствием берутся за головоломки «ложь-истина», которые можно решать коллективно. Они подойдут тем, кто хочет узнать, как научиться быстро решать логические задачи.
Детям с ярко выраженным наглядным мышлением нужно моделировать ситуацию на предметах. В курсе занятий ментальной арифметикой слушателям в руки даются счёты, с помощью которых они учатся решать простейшие задачи на выполнение арифметических действий. Даже при отсутствии у ребят особых математических способностей такие упражнения постепенно вырабатывают привычку представлять счёты в уме, оперировать ими как картинкой.
Сбалансированное питание для ума
Похожие одна на другую задачи надоедают так же, как ежедневная овсянка. Как только у ребёнка появляется интеллектуальный азарт, ему нужно предлагать разные логические упражнения. Это не только примеры, но и игра в шахматы, судоку, игрушки-головоломки, упражнения для укрепления памяти.
Умение мыслить логически – один из способов осуществить мечты, которые есть у каждого ребёнка. Как только он это поймет, появится стимул, стремление, удовольствие от поиска верных логических шагов.